Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ДЕПОНИРОВАННАЯ СТАТЬЯ

 

К проблеме строения учебного текста. Смирнов Г.А./Ред. журн. «Вопросы психологии», М., 1987. 7 с. Библиогр.: 2 назв. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 01.02.1988 г., № 40—88).

Рассматривается проблема соотношения учебных текстов, сопоставимых по содержанию, но ориентированных на различные категории читателей. Выбранные для анализа тексты из учебников для машиностроительных и для металлургических техникумов сравнивались по строению. Текст представляет собой организованное целое, основой формирования и преобразования которого является система целей и его функциональная структура (смысловая организация). Наложение на текст функциональной структуры выступает как информационный анализ знания, содержащегося в тексте. Анализ выбранных текстов показал, что будучи рассчитаны на различные категории читателей, они сопоставимы по смысловой организации. Каждый вариант учебного текста может рассматриваться как преобразование некоторого исходного текста.

 

Актуальные проблемы психологии искусства. Берхин Н. Б./Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1987.—18 с. Библиогр.: 26 назв. (Деп. в ВИНИТИ АН СССР 18.01.1988 г., № 412—1388).

Современная психология уже не сводит, как это было до сих пор, процесс взаимодействия с произведениями искусства лишь к овладению содержанием художественного произведения. Основой этого процесса взаимодействия с произведением искусства, как выяснилось, является возникновение особого чувства — сопереживания художественному образу. Данное чувство обладает способностью выступать как переживание, в известной мере фиктивное, контролируемое, обобщенное, управляемое и обозначающее общественно признанные ценности. Актуализировав непроизвольно сходное сопереживание своим наиболее значимым житейским установкам, в утверждении или, напротив, в изменении которых автор (реципиент) художественного произведения, часто неосознанно, испытывает нужду, данное сопереживание художественному образу само обогащается результатами этой актуализируемой им эмоции, и поэтому сопереживание художественному образу, выступая одновременно как сопереживание своим наиболее значимым установкам, становится переживанием необычайно интенсивным. Кроме того, сопереживание художественному образу преобразует, очищает (поэтому этот акт обозначили как катарсис) сопереживание себе. При этом оно, выступая как эмоциональное психологическое оружие, наделяет его теми свойствами, которыми обладает само, делая его также, в известной мере, фиктивным, контролируемым, управляемым, обобщенным, т. е. помогает овладевать им. Кроме того, сопереживание художественному образу очищает сопереживание себе и в другом смысле: сопереживание своим интимным установкам избавляется от своих отдельных элементов, которые, будучи общественно непризнанными в процессе сопереживания художественному образу, осуждаются, и обогащается теми, которые в процессе сопереживания художественному образу превозносятся.

Таким образом, искусство, опосредуя ключевой элемент акта регуляции поведения — преобразование или утверждение установок личности, выступает в качестве такой высшей специализированной формы общественного сознания, качественное своеобразие и относительная самостоятельность которой заключается в том, что в ее рамках представлена как протекающая на высшем уровне не познавательная, как в науке, и не оценочная, как в идеологии, функция, а та, которая непосредственно направлена на преобразование механизма регуляции поведения личности.

Связь памяти и мышления при изучении математики. Хомерики Р. Л./Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1987. 5 с. Библиогр.: 2 назв. (Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 01.02.1988 г., № 41—88).

В работе описан эксперимент, целью которого являлось изучение связи между двумя типами умственных способностей: запоминанием математических формул и теорем и решением математических задач. Для определения связи было применено понятие линейной корреляции. Результаты исследований могут быть применены при прогнозировании успеваемости и профотборе абитуриентов и студентов.